К основному контенту

Отношение Русской православной церкви к кремации




Году этак в 2010 я делал небольшой доклад на конференцию, посвящённую православию. Проводилась она в одном из местных храмов. Доклад вызвал гробовое молчание в аудитории и попытку, по окончании, "поставить на место зарвавшегося мальчика"... Почему эта тема вызвала такие эмоции я так и не понял, хотя и могу предполагать... Вот, собственно он сам:
"Существует три основных вида погребения: предание огню (кремация), земле (ингумация) или воде. Нас, в силу специфики темы, будут интересовать первые два способа. Под кремацией (от лат. cremare – жечь, сжигать) подразумевается «процесс сожжения трупов». Под ингумацией (от лат. humus – земля) в археологии понимается «практика захоронения тела покойного в противоположность оставлению его на поверхности и кремации».
У наших отдаленных предков – древних славян, кремация существовала наравне с ингумацией и представляла собой традиционный языческий способ погребения. И оба эти способа были на то время естественны, гуманны и, в принципе, равнозначны. С принятием же христианства в X веке, на Руси начался процесс вытеснения кремации ингумацией, как языческой ереси, и, примерно с XV и вплоть до XX вв., этот вид погребения в нашей стране практически не использовался.
Вновь интерес к кремации возник только после Октябрьской революции. В период с 1918 до 1991 гг. было построено 9 крематориев в Москве, Ленинграде и Свердловске, пять из которых работают и поныне. «Огненное погребение» в нашей стране вышло на новый качественный уровень, хотя процент кремаций от общего числа умерших все равно оставался в этот период крайне низким, превышая при этом, конечно же, дореволюционный уровень.
С 1991 года кремационное дело в России начало набирать обороты. Сейчас на территории нашей страны располагаются 15 крематориев в 12 городах. Кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем 15 – 20% умерших, причем наибольший показатель – в Москве и Санкт-Петербурге (порядка 50 – 70% всех умерших). Столь явное повышение спроса в настоящие дни на предание тела огню связано, как мне кажется, не только с необыкновенным удорожанием захоронения и образовавшейся вследствие этого внушительной разницы в цене между кремацией и ингумацией (кремация значительно дешевле ингумации), но и в том, что на протяжении XX века под влиянием, прежде всего, урбанизации, и вытекающих из нее процессов повышения уровня образования, атомизации и индивидуализации, коммерционализации и пр. люди стали терять связь с традициями, с исконно русской общинностью и православием. Тогда то и возникло множество острых вопросов, требующих конкретных ответов, в том числе и как РПЦ относится к кремации и можно ли православному христианину использовать такой метод погребения?
Православное информационное агентство «Русская линия» в интервью (от 20 февраля 2010 года) с известным московским пастырем, клириком храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидатом педагогических наук иереем Александром Шумским следующим образом комментирует этот вопрос: «…до сих пор Русская Православная Церковь не выработала официальную позицию по кремации и захоронению». И проблема здесь состоит не в том, что не существует какого-то единого мнения по этому вопросу. Совсем даже наоборот – позиция служителей Церкви вполне единодушна и однозначна. Проблема в том, что РПЦ представляет собой ортодоксальную ветвь христианства, и опирается в своих суждениях и догматах на конкретные документы, в то время как «…специальных предписаний по поводу запрещения кремации не существует, впрочем, равно как и благословения тоже» - о чем сообщает в вышеупомянутом интервью А. Шумский. А раз нет никаких предписаний – нет и четкой позиции… И пока ее не будет нам остается только довольствоваться высказываниями отдельных членов Церковной общины, подтверждающими лишь их единодушие.
Так, отношение РПЦ к кремации весьма лаконично выразил в интервью газете «Известия»  (от 24 ноября 2003 года) заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Мы негативно относимся к кремации», - сказал он.
Что же касается легитимизации, то и тут все вполне однозначно: «Не хотелось бы, чтобы кремация получила легитимность», - подчеркивает уже упомянутый нами иерей Александр Шумский: «...совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших», - утверждает Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в своем послании «О «заочном отпевании» и кремации» (от 14 марта 2006 г.); «…люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом» - высказывает свое мнение о кремации, в уже упомянутом выше интервью, газете «Известия» Всеволод Чаплин: «…кремация находится вне православной традиции», - утверждает председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл.
В качестве обоснования своего негативного отношения к кремации и нежелания ее легитимизировать защитники православных традиций приводят три основных аргумента:
1.      Слова Бога обращенные к Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт 3:19).
2.      87 правило Св. Василия Великого: обычай в Церкви имеет силу закона.
3. Сакральный смысл захоронения тела, не подверженного искусственному разрушению, и естественного его тления.
Не буду каким-либо образом комментировать эти аргументы, дабы не развязывать теологических диспутов, способных увести далеко от обозначенной темы. Скажу лишь: сколько людей – столько и трактовок Библии… Но, по крайней мере, никаких прямых указаний на разрешение или запрещение кремации они не содержат.
Таким образом, де-факто кремация для православных запрещена, но де-юре никаких запретов не имеет. Такая неопределенность и размытость, конечно, понятна: официально запретить кремацию опасаются, т.к. боятся оттолкнуть ту часть паствы, которая физически не может использовать ингумацию, а разрешить не могут в силу своей ортодоксальности и консерватизма. Вот и получается - то, что у нас не запрещено, то разрешено..."

Дополнение: 
по состоянию на 2017 год стоит добавить, что в 2013 году был создан проект официального документа "О христианском погребении усопших", а в 2015 году он был официально утверждён, но... Смотрите сами: "В том случае, когда такое (ингумация) погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации." То есть, по сути, "воз" и ныне там - да, мы не одобряем, но допускаем - однозначного решения Церковь так и не дала...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самый полный список атрибутов S.M.A.R.T. для HDD

Занялся я тут как-то диагностикой накопившихся HDD, и у меня возникла острая  необходимость ознакомиться и держать под рукой список атрибутов S.M.A.R.T. на все случаи жизни, так сказать. Покопался я на разных ресурсах, соединил всё воедино, и, собственно, вот что получилось: 001 Raw Read Error Rate - частота ошибок при чтении данных с диска. Возникает в случае, когда при единовременном проходе, головке не удается произвести чтение ячейки. Увеличение параметра вызвано обычно аппаратными неполадками. 002 Throughput Performance  - средняя производительность диска по оценке программы самодиагностики. Регламентируется производителем. Если значение атрибута уменьшается, то велика вероятность, что с диском есть проблемы. 003 Spin- U p Time - время, затрачиваемое шпиндлем для того, чтобы выйти на расчетную скорость вращения. Растет при износе механики (повышенное трение в подшипнике и т. п.), также может свидетельствовать о некачественном питании (например, просадке напряжения

Стриминг-комбайн на Raspberry Pi 3, model B

 Изначально, перед покупкой Малинки, у меня была цель - сделать бюджетный и компактный ретрогеймкомбайн на RetroPie или Lakka. Перед глазами вставали милые сердцу приставки - NES, SNES, Sega и пр. Думал, докуплю потом ещё разных соответствующих юсбишных джойстиков, загружу свои подборки ромов... Но так и не собрался - купил SNES mini, закинул туда hakchi, образа и пока зашибись! :) Всё то же самое, но ещё и в аутентичной обёртке! Ну а из Raspberry я решил сделать стриминг-комбайн. Я хотел, чтобы сие микрочудо показывало мне P2PTV, торрент-фильмы и мульты, Ютубчик, он-лайн радио... И чтобы всё это было дёшево и сердито :)  В общем купил я себе Pi 3 модель B (на тот момент она была самой свежей), а к ней сразу же SunDisk`овую микроэсдэху на 16 gb, самоклеящиеся радиаторы и прозрачный пластиковый бокс. Потом поскрёб дома по сусекам и нарыл ещё 8 Gb юсб-флэшку, HDMI-кабель, четырёх сантиметровый вентилятор, кнопку вкл/выкл для него. И с очень большим трудом я нашёл подходящий б

Победа над Acer /Packard Bell Recovery

 Принесли тут недавно на починку ноутбук Packard Bell EasyNote TE11HC. Описание проблемы: невозможно работать, т.к. не догружается Рабочий стол (только Корзина и та не работает). Не работают программы, приложения, нет доступа к Проводнику и т.п. При этом система постоянно пытается накатить какие-то обновления и не может. Выдаёт ошибки доступа к определенным файлам на диске.  Ну, думаю, может хард сыплется?.. В первую очередь вытащил его и слил всю пользовательскую инфу. В процессе одна фотка отказалась сливаться. "Ага", - подумал я, и протестил диск Викторией . Однако на диске оказался только один программный бэд, после исправления которого фотка спокойно слилась, но система нормально так и не грузилась.   Система, кстати, Windows 10, хотя должна была быть 8 с завода... *чешу в затылке* Видимо  владельцы в своё время повелись на предложение халявного обновления до 10... И всё бы ничего, но, видимо, какие-то из последних обновлений встали криво ("с помощью" пользо