Году этак в 2010 я делал небольшой доклад на конференцию, посвящённую православию. Проводилась она в одном из местных храмов. Доклад вызвал гробовое молчание в аудитории и попытку, по окончании, "поставить на место зарвавшегося мальчика"... Почему эта тема вызвала такие эмоции я так и не понял, хотя и могу предполагать... Вот, собственно он сам:
"Существует три основных вида погребения: предание огню (кремация), земле (ингумация) или воде. Нас, в силу специфики темы, будут интересовать первые два способа. Под кремацией (от лат. cremare – жечь, сжигать) подразумевается «процесс сожжения трупов». Под ингумацией (от лат. humus – земля) в археологии понимается «практика захоронения тела покойного в противоположность оставлению его на поверхности и кремации».
"Существует три основных вида погребения: предание огню (кремация), земле (ингумация) или воде. Нас, в силу специфики темы, будут интересовать первые два способа. Под кремацией (от лат. cremare – жечь, сжигать) подразумевается «процесс сожжения трупов». Под ингумацией (от лат. humus – земля) в археологии понимается «практика захоронения тела покойного в противоположность оставлению его на поверхности и кремации».
У наших отдаленных предков – древних славян, кремация существовала
наравне с ингумацией и представляла собой традиционный языческий способ
погребения. И
оба эти способа были на то время естественны, гуманны и, в принципе,
равнозначны. С принятием же христианства в X веке, на Руси начался процесс вытеснения кремации ингумацией, как
языческой ереси, и, примерно с XV и вплоть до XX вв., этот вид погребения в нашей стране практически не
использовался.
Вновь интерес к кремации возник только после Октябрьской революции. В
период с 1918 до 1991 гг. было построено 9 крематориев в Москве, Ленинграде и
Свердловске, пять из которых работают и поныне. «Огненное погребение» в нашей
стране вышло на новый качественный уровень, хотя процент кремаций от общего
числа умерших все равно оставался в этот период крайне низким, превышая при
этом, конечно же, дореволюционный уровень.
С 1991 года кремационное дело в России начало набирать обороты. Сейчас на
территории нашей страны располагаются 15 крематориев в 12 городах. Кремацию в
этих городах выбирают родственники в среднем 15 – 20% умерших, причем
наибольший показатель – в Москве и Санкт-Петербурге (порядка 50 – 70% всех
умерших). Столь
явное повышение спроса в настоящие дни на предание тела огню связано, как мне кажется, не только с необыкновенным удорожанием захоронения и образовавшейся
вследствие этого внушительной разницы в цене между кремацией и ингумацией (кремация
значительно дешевле ингумации), но и в том, что на протяжении XX
века под влиянием, прежде всего, урбанизации, и вытекающих из нее процессов
повышения уровня образования, атомизации и индивидуализации, коммерционализации
и пр. люди стали терять связь с традициями, с исконно русской общинностью и
православием. Тогда то и возникло множество острых вопросов, требующих конкретных ответов, в том числе и как РПЦ относится к кремации и можно ли православному
христианину использовать такой метод погребения?
Православное информационное агентство «Русская линия» в интервью (от 20
февраля 2010 года) с известным московским пастырем, клириком храма Святителя
Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидатом педагогических наук иереем
Александром Шумским следующим образом комментирует этот вопрос: «…до сих пор
Русская Православная Церковь не выработала официальную позицию по кремации и
захоронению». И проблема здесь состоит
не в том, что не существует какого-то единого мнения по этому вопросу. Совсем
даже наоборот – позиция служителей Церкви вполне единодушна и однозначна.
Проблема в том, что РПЦ представляет собой ортодоксальную ветвь христианства, и
опирается в своих суждениях и догматах на конкретные документы, в то время как
«…специальных предписаний по поводу запрещения кремации не существует, впрочем,
равно как и благословения тоже» - о чем сообщает в вышеупомянутом интервью А.
Шумский. А раз нет никаких предписаний – нет и четкой позиции… И пока ее не
будет нам остается только довольствоваться высказываниями отдельных членов
Церковной общины, подтверждающими лишь их единодушие.
Так, отношение РПЦ к кремации весьма лаконично выразил в интервью газете
«Известия» (от 24 ноября 2003 года)
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского
патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Мы негативно относимся к кремации», -
сказал он.
Что же касается легитимизации, то и тут все вполне однозначно: «Не
хотелось бы, чтобы кремация получила легитимность», - подчеркивает уже упомянутый нами иерей Александр Шумский: «...совершенно недопустимо для
православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции
сожжения тел усопших», - утверждает
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в своем послании «О
«заочном отпевании» и кремации» (от 14 марта 2006 г.); «…люди,
исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения
тела, созданного Богом» - высказывает свое мнение о кремации, в уже упомянутом
выше интервью, газете «Известия» Всеволод Чаплин: «…кремация находится вне
православной традиции», - утверждает
председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит
Кирилл.
В качестве обоснования своего негативного отношения к кремации и
нежелания ее легитимизировать защитники православных традиций приводят три
основных аргумента:
1.
Слова Бога обращенные к Адаму: «земля еси и в землю
отыдеши» (Быт 3:19).
2.
87 правило Св. Василия Великого: обычай в Церкви имеет
силу закона.
3. Сакральный смысл захоронения тела, не подверженного
искусственному разрушению, и естественного его тления.
Не буду каким-либо образом комментировать эти аргументы, дабы не
развязывать теологических диспутов, способных увести далеко от обозначенной
темы. Скажу лишь: сколько людей – столько и трактовок Библии… Но, по крайней
мере, никаких прямых указаний на разрешение или запрещение кремации они не
содержат.
Таким образом, де-факто кремация для православных запрещена, но де-юре никаких запретов не имеет. Такая неопределенность и размытость, конечно, понятна: официально запретить кремацию опасаются, т.к. боятся оттолкнуть ту часть паствы, которая физически не может использовать ингумацию, а разрешить не могут в силу своей ортодоксальности и консерватизма. Вот и получается - то, что у нас не запрещено, то разрешено..."
Дополнение:
по состоянию на 2017 год стоит добавить, что в 2013 году был создан проект официального документа "О христианском погребении усопших", а в 2015 году он был официально утверждён, но... Смотрите сами: "В том случае, когда такое (ингумация) погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации." То есть, по сути, "воз" и ныне там - да, мы не одобряем, но допускаем - однозначного решения Церковь так и не дала...
Комментарии
Отправить комментарий